Настолки '«Это моя война» — больше, чем настольная игра

«Это моя война» — больше, чем настольная игра

Дмитрий Бронз
7 мин. на чтение

Никто прежде не думал вкладывать в настолку глубокий смысл. До тех пор, пока за дело не взялись Якуб Висневский и Михал Орач. Их творение стало первым в игровой индустрии, вышедшем за привычные рамки, способным не только подарить наслаждение от игры, но и повлиять на мировоззрение участников. Это моя война — настольная игра, выражающая громкий протест против войны.

По словам самих разработчиков, они часто слышали, что пытаться вложить в игру смысловой подтекст — неудачная мысль. Но, мнение скептиков не остановило творцов, а 10 тысяч предзаказов на Кикстартере стали лучшим доказательством их правоты.  Любители настолок получили новый шедевр, занимающий 143 позицию в рейтинге BoardGameGeek. Эти факторы побудили меня к обзору этой культовой настолки.

Это моя война — взгляд на военный конфликт глазами мирных граждан

Настольная игра This war of mine создана по образу симулятора для ПК от польской студии 11 Bit. Разработчики поставили перед собой цель показать войну без прикрас. Игра повествует о сложной жизни простых людей в осажденном городе. Мирные жители составляют большую часть жертв, погибающих от обстрелов, голода, разгула преступности и беспредела солдат. Семьи Михала и Якуба не понаслышке знали об ужасах немецкой оккупации, но все же им пришлось просмотреть немало архивных материалов в ходе работы.

Цель игры — передать людям ужасы войны, изменить их отношение к вооруженным конфликтам, привить сострадание к невинным жертвам козней политиков. Игроки переносятся в осажденный город Погорень, где им предстоит помочь героям этой истории. Они обустраивают укрытие в полуразрушенном здании, поврежденном обстрелами. В отличие от других районов города, в этом относительно безопасно, но уютным его назвать невозможно. Им нужно заделать повреждения дома и добыть предметы первой необходимости, чтобы пережить блокаду. Чтобы выжить.

Освоить ее легко: игровые механики построены так, что участники знакомятся с правилами прямо в ходе игры, постепенно узнавая новые и новые нюансы.  Сюжетная линия новой партии в любом случае будет сильно отличаться от предыдущей. Это кооперативная игра, требующая от участников совместных действий. Только от решений зависит, как сложится история, поэтому умение работать в команде пригодится. 

Партия может продолжаться и значительно дольше указанного на коробке времени, это зависит от развития сюжета и скорости принятия решений. Для длительных кампаний разработчики предусмотрели сохранение игрового процесса аналогично компьютерной версии на специальных картах. Также можно играть одному участнику.

Оформление и комплектация коробки

Игрока встречает коробка с изображением горящего здания парламента, разрушенного дома, груды обломков и подбитого танка. Уже на этом моменте нетрудно проникнуться переживаниями героев игры. Внутри нее, несмотря на небольшие размеры, помещено много компонентов:

  • Игровое поле 560х840 мм;
  • Пластмассовые фигурки героев (12);
  • Дневник с правилами (16 страниц);
  • Книга сюжетов (160 страниц, 1947 эпизодов);
  • Лист сценария;
  • Фишки ресурсов (32);
  • Игровые кубики (4);
  • Подставки под фигурки (4);
  • Листы сохранения;
  • Маркеры статуса цели;
  • Карты (200);
  • Жетоны (184)
  • Пластмассовый кейс-органайзер.

Все игровые компоненты для русскоязычной версии, кроме миниатюр героев, изготовлены в Польше под строгим надзором правообладателя из качественных и экологичных материалов.

Карточки и жетоны оформлены красочно и атмосферно, усиливая глубину погружения участников. Коробка выполнена из прочного картона, поэтому никаких трудностей с хранением и транспортировкой игры не возникает.

Правила игры

Начать игру участники могут сразу после распаковки коробки, без предварительного изучения правил, они постепенно узнаются по мере продвижения по сюжетным линиям. Для облегчения знакомства с ними есть приложение для смартфона.

Каждая партия продолжается несколько игровых суток, разбитых на 7 ежедневных событий:

  • Утро. Игроки разыгрывают карту события. Поскольку приближается зима, температура в убежище снижается, добавляются жетоны холода. Каждая карта дает или отнимает у героев с трудом добытые вещи, представленные также жетонами (более 30 предметов). Все предметы не только можно использовать по назначению, но и совершить обмен с другими участниками. В разбитом городе деньги не представляют особой ценности.
  • День. Герои активно действуют исходя из своего состояния, определяемого 5 показателями: усталостью, здоровьем, голодом, депрессией и ранениями. В дневной период необходимо разобрать завалы, подлатать жилье, добыть воду и еду, принять гостей, создать и улучшить нужные в быту предметы.
  • Закат. С наступлением сумерек безопаснее передвигаться по городу. Но все же лучше сперва перекусить. Все герои должны поесть и выпить воды. Если, конечно, припасы есть. Отсутствие или низкое качество продуктов резко повышает показатели голода и депрессии героя.
  • Вечер. В эту фазу участники определяют, кто из героев пойдет в караул, отправится за припасами и останется охранять укрытие. Здесь следует учитывать показатели героев, а также их навыки.
  • Ночная вылазка. Снайперы ведут непрерывную охоту за мирными жителями, поэтому покидать жильё до наступления ночи опасно. В ночной темноте есть вероятность пробраться незамеченным, и выбранные герои отправляются в одну из доступных локаций в поисках еды, лекарств и других вещей. Каждый предмет имеет определенный вес, а инвентарь героя определяет сколько килограмм он может унести. Есть вероятность встретиться с врагами, ведь город охвачен гражданской войной. Из таких вылазок возвращаются не все.
  • Ночной налет. Герои, оставшиеся в убежище, попадают под нападение врагов: военных, партизан, мародеров, дезертиров и т.д. Это игровое событие происходит быстро и определяется кубиками с различными видами оружия на гранях.
  • Рассвет. Добытчики возвращаются в жилище. Участники проверяют показатели героев, доступность новых способностей и локаций.

Затем наступает новые игровые сутки, одновременно и похожие, и непохожие на прошлые. В любой из ежедневных фаз может случится удар судьбы — событие, отсылающее игроков к одному из 1947 эпизодов сюжетной книги. Эти происшествия требуют принятия решений, от которых будет зависеть дальнейшее развитие событий. Участники вытягивают 1 случайную карту с номером и 1 цветную карту. Сочетание номера и цвета обеспечивает непредсказуемость сюжетных поворотов и гарантирует, что на прохождение всех возможных развязок понадобится немало времени. Огромное разнообразие сюжетов — фишка игры.

Игровой процесс

Весь процесс располагает участников ко взаимодействию. Внимание акцентировано на общении между игроками, командном обсуждении и планировании, построении стратегий, оказании взаимопомощи. Взаимоотношения игроков не менее важны, чем происходящее на игровом поле. К разработке командной составляющей игры создатели подошли со знанием дела.

Атмосфера игры заставляет полностью погрузиться в мир героев, проникнуться их трудностями и победами.  Это реализуется за счет реалистичности сюжета и отрисовки аспектов жизни человека в сложных условиях гражданской войны. Придать еще больше реализма происходящему на поле может сам игрок, привнеся в сюжетные линии новые детали.

Личное впечатление

Я купил игру, как только она появилась на российском рынке, и ни капли не пожалел. Разработчики смогли перенести в настольную версию всё то, что полюбилось миллионам фанатов компьютерной версии. Такая адаптация отразилась на сложности прохождения. Но к механике привыкаешь за пару ходов, а правила можно узнать в ходе игры. Партии затягиваются на долгие часы, так что возможность сохранять процесс — важный момент.

Как и в реальной жизни, здесь нельзя быть в чем-то уверенным на 100%. Отремонтировали повреждения в убежище, создали комфортные условия, вылечили героев, запаслись едой и водой. Но в скором времени случится что-то плохое. Нашествие крыс уничтожит припасы, во время ночного налета мародеры украдут последние лекарства или добытчик, отправившись за припасами, попадется на глаза военным, и они откроют по укрытию огонь из артиллерии.

В ходе игры приходится столкнуться с разными проблемами. К примеру, с депрессией. Испытываешь на себе, что переживают люди, находящиеся в центре военных действий. Ресурсов постоянно не хватает. Постоянно приходится делать выбор, причем часто трудный.  Кому из героев достанется еда, а кому придется голодать, кому выделить лекарства, а кто будет побеждать болезнь самостоятельно. Иногда нет другого выбора, кроме как пожертвовать жизнью одного персонажа, чтобы накормить других.

Атмосферность потрясающая. Игра затягивает с головой и заставляет испытывать эмоции героя. Такое ощущение, что сам переносишься в этот осажденный европейский город. Хорошая реиграбельность погружает в игру снова и снова, заставляя пережить вместе с героями непредсказуемые повороты сюжета. На мой взгляд, это гениальное творение заслуживает наивысшей оценки.

Заключение

Это моя война — настолка, удивляющая необычностью идеи авторов, красотой оформления и поражающей глубиной погружения. Но, несмотря на положительные стороны, у игры есть ряд ограничений:

  • Впечатлительным людям играть в неё противопоказано;
  • Возрастной порог — от 18 лет и старше. Это не только пожелание создателей. Игра жестокая, как и война, которую она показывает;
  • Для спокойного семейного досуга вряд ли подойдет, поскольку постоянно держит в напряжении и вызывает сильные эмоции;
  • Новичкам в качестве первой игры покажется слишком сложной.

Подводя итог, можно сказать, что игра создана для фанатов компьютерной версии This war of mine, заядлых настольщиков и тех, кто хочет лучше понять быт людей, оказавшихся в осажденном городе, а также пощекотать себе нервы. Это моя война — настольная игра, которая никого не оставит равнодушным.

Дополнения

Это моя война. Истории осаждённого города

Добавляет к оригинальному набору:

  • Нового героя, Эмиру;
  • Кота, уменьшающего показатель депрессии героев;
  • Фермеров, открывающих взаимодействие с беженцами из соседних поселений, воровать и торговать на рынке;
  • Канализацию, позволяющую ходить в вылазки можно даже днем;
  • Происшествия, включающие 5 новых сценариев с новыми правилами и компонентами;
  • Дополнительные карты, открывающие 500 новых сюжетов.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *