Настолки 'Мрачная гавань — лучшая стратегия для настольщиков

Мрачная гавань — лучшая стратегия для настольщиков

Дмитрий Бронз
8 мин. на чтение

Настольная игра Gloomhaven — хардкорная стратегия, в которой игроки отправляются в опасное путешествие по темным лабиринтам и пещерам. Противостоять обитающим в них монстрам придется общими силами, иначе победы не достичь…

Игра Мрачная гавань (Gloomhaven) с 2017 года занимает топовые позиции в рейтинге BGG — главного ресурса в мире настолок. С момента появления завоевала множество наград, таких как игра года, лучшая кооперативная и тематическая игра, BGG Golden Geek Award, а также любовь и признание игроков всего мира. Предлагаю провести обзор Мрачной гавани — культовой игры последних лет.

Gloomhaven — классическая РПГ в настольном варианте

Мрачная гавань представляет собой настольную игру в стиле олдскульных компьютерных РПГ. Она относится к жанру Dungeon Crawler, в котором ежегодно выпускаются десятки новых игр. Что отличает ее от других представителей?

Во-первых, разнообразие контента. Разработчик отказался от приевшегося стиля фэнтези с типичными эльфами и орками, и ввели новые расы. Всего доступно 17 персонажей, сменяющих друг друга по мере развития сюжета. Врагов в игре 50 видов, что более привычно для компьютерных РПГ, чем для настольных. Длительность и разнообразие сценариев также гораздо шире, чем у других представителей этого жанра. При прохождении разыгрывается 1 из 95 доступных сценариев, в каждом из которых герои попадут в сложные ситуации, столкнутся с трудными загадками и непростым выбором.

Во-вторых, глубина принимаемых игроком тактических решений. В кроулерах тактика такова: танк движется впереди, остальные следуют за ним, скрываясь как за броней и надеются, что противник не атакует с тыла. В Gloomhaven последовательность хода и расположения персонажей так же важны, как в популярной HoMM, — но у персонажей появляется большая свобода действий.

В-третьих, нет такого понятия, как мастер игры. Многие знают о “проклятии хозяина коробки”. Это ситуация, когда самому опытному участнику приходится выступать в роли злых сил и бороться против кооператива других игроков. Владельцы игр наподобие Descent, постоянно вынуждены сталкиваться с такой участью. И даже в полностью командных настолках чудовища без управления отдельным игроком ведут себя предсказуемо. Но в Мрачной гавани монстрами умело руководит проработанный карточный “интеллект” и не дает расслабляться даже опытным игрокам.

В-четвёртых, игровой мир неплохо продуман. С Fallout Gloomhaven не может соревноваться из-за технических нюансов, но служит примером достойного представителя жанра.

Комплектация и дизайн

Игроков встречает коробка с ярким дизайном. Несмотря на небольшие размеры, весит она без малого 9 килограмм. Все из-за того, что компонентов в ней под завязку:

  • Игровое поле;
  • Тайлы поля (30);
  • Пластмассовые миниатюры героев (18);
  • Пластмассовые подставки (24);
  • Планшеты героев (17);
  • Планшет стихий (1);
  • Маркер раунда (1);
  • Карты (1744);
  • Жетоны (450);
  • Счетчики опыта и здоровья (4);
  • Фишки врагов (240);
  • Конверты показателей врагов (6);
  • Блокноты (18);
  • Коробки героев (35);
  • Деревянные фишки (6);
  • Запечатанные конверты (3);
  • Листы с наклейками (4);
  • Книга сюжетов;
  • Книга городского архива;
  • Правила игры.

Все компоненты выполнены качественно, особенно впечатляют детализированные миниатюрки героев.

Но, при таком количестве элементов хранение и транспортировка становятся непростой задачей. Родная коробка после распаковки, как ни парадоксально, не может справиться со своей задачей. Чтобы не мучиться каждый раз с укладкой деталей после окончания игры, а перед новой партией с сортировкой и поиском нужного компонента, можно докупить органайзер для Мрачной гавани. Пожалуй, это главный недостаток игры.

Правила

Освоиться в игре будет непросто даже опытным настольщикам. Правила Мрачной гавани занимают почти 50 страниц книги, и хоть они логичны, последовательны, и проиллюстрированы, все же на их изучение понадобится некоторое время. Но, в то же время, механики игры легки и понятны. Здесь нет сложных модификаторов и бросков кубика. Процесс построен на разыгрывании карт. Игра является кооперативной, но играть в нее можно и одному участнику.

В начале кампании участнику необходимо выбрать 1 из 6 доступных классов персонажей, остальные 11 откроются в ходе игры. Доступные на начале пути к покорению Мрачной гавани классы: крадущая разум, плетущая чары, плутовка, дикарь, пустотелый, изобретатель. У каждого персонажа есть личные цели и способности, к которым добавляются побочные исходя из разыгрываемого сценария. Много внимания уделяется прокачке героя, реализованной путем приобретения элементов экипировки и улучшения карт способностей, при этом соответствующие карты добавляются в колоду.

Процесс поделен на 2 главных этапа: исследовательский и боевой. В первом герои исследуют новые места, покупают модификаторы (ассортимент магазинов также зависит от ранее принятых решений). Во второй персонажи отправляются в новые локации и зачищают их от монстров.

Каждый ход игрок использует 2 карты способностей, отличающихся для разных классов, и выбирает верхнюю способность с одной карты, нижнюю — с другой. К примеру, это перемещение или атака, либо наложение заклятия. Карты двусторонние, что позволяет адаптироваться под конкретную ситуацию и выбирать самые логичные действия. Карты также нужны для защиты от вражеских атак, избежать получения урона можно скинув 2 из них.

Карты способностей — основной ресурс, распоряжаться которым стоит как можно осмотрительнее. В любом случае, по ходу игры колода будет уменьшаться, а это грозит и ограничением выбора способностей, из-за чего в бою герой может погибнуть. Чтобы вернуть колоду, игрок берет перерыв, на который тратится весь ход, но при этом одна карта убирается из нее на оставшуюся кампанию. Приходится принимать трудное решение, ведь редкий отдых грозит потерей здоровья и сил, а частый — окончанием колоды и выбыванием персонажа.

Враги управляются проработанным карточным «интеллектом», благодаря чему сражения обретают долю рандома, но из-за отсутствия случайных чисел все же более тактичен, чем в большинстве других настолок этого жанра. Кроме того, монстры тоже развиваются по мере прохождения игры. Составлять список всех монстров бессмысленно, он получится слишком объемным. Хватит сказать, что их 50 видов, из них 13 — опасные боссы.

Для прогресса в кампании и победы, сюжеты следует успешно завершать. Важно помнить, что участники выигрывают и терпят поражение все вместе. Достичь успеха можно при наличии стратегического мышления и умения работать в команде. Каждый следует общим целям, но попутно выполняет и личные задачи героев. Участники выбирают оптимальную из возможных стратегий, побеждают врагов и подчиняют себе Мрачную гавань.

Игровой процесс

Игра основана на механике Legacy, благодаря которой игровой мир изменяется от партии к партии. Ее элементы подвергаются необратимым последствиям, зависящим от развития сюжета и действий игроков. Но это не значит, что всю кампанию, длящуюся в среднем 70—90 партий, придется играть одним и тем же коллективом.

Новый игрок может взять доступного персонажа и покорить подземелья вместе с постоянными участниками. Да и последние тоже не играют все время за одних и тех же героев, а по мере развития сюжета сменяют их на новых. Происходит это после выполнения личных целей героя, он с чистой совестью уходит на покой и уступает место новичку.

Больше половины компонентов коробки недоступны на старте и открываются по мере прохождения, преподнося игрокам массу сюрпризов. Новые персонажи, новые локации на карте, механики, сценарии и сюжеты — все зависит только от решений игроков. Каждый сценарий сложнее предыдущего, с каждой новой партией простор для действий все увеличивается.

Игра Мрачная гавань практически бесконечна и максимально реиграбельна. Прокачка героев и монстров, экипировка, улучшения способностей, двусторонние карты, огромная книга сюжетов — это часть вариативности этого игрового мира.

Личное впечатление

В интернете полно восторженных отзывов о Мрачной гавани. Хотелось бы добавить и пару слов от себя. С игрой познакомился сразу после выхода локализованной русской версии. Коробка впечатляет весом, но это логично при таком количестве компонентов. Конечно, таскать ее с собой на дружеские посиделки — сомнительное удовольствие. Да и цена комплекта немаленькая. Но в целом, игра потрясающая.

Прежде всего, поражает и пугает объем правил. Просто прочитать их недостаточно, приходится в ходе игры постоянно обращаться к книге или гайдам в сети. Но после 1–2 партий привыкаешь, и затруднений становится все меньше. И тогда уже открывается все величие этой настолки. Огромный мир с бесконечными возможностями, продуманные герои и враги, система прокачки персонажей, оригинальная система «люди против игры», кооперация игроков с общими, и одновременно разными целями, и вариации развития сюжета — вот сильные стороны настоящей ролевой стратегии. Красочные двусторонние карты усиливают погружение, а такие мелочи как восстановление сил и здоровья прибавляют реалистичности.

На завершение кампании мне потребовалось более 100 часов, и игра при этом не наскучила. На мой взгляд, Мрачная гавань — настольная игра, в которую можно играть бесконечно. Разработчик, в одиночку создавший этот шедевр, однозначно заслуживает уважения.

Заключение

Мрачная Гавань (Gloomhaven) — настольная ролевая игра по системе «всё включено». Огромный игровой мир, свобода выбора и действий, продуманные механики — ими славится настолка, получившая много престижных наград. Вот причины, по которым стоит хотя бы раз сыграть в нее:

  • Персонажи с уникальными биографиями и целями;
  • Бои против сильного интеллекта;
  • Непредсказуемое развитие сюжета;
  • Реалистичность действий;
  • Глубокое погружение;
  • Бесконечная реиграбельность.

Но несмотря на все достоинства, игра не лишена и пары недостатков: трудные правила и проблемы с хранением компонентов. Из-за правил освоить игру будет непросто не только новичкам, но и опытным игрокам. Это творение заядлого игрока для таких же фанатов сложных стратегий, но ему удалось угодить всем и сразу, о чем говорят высокие рейтинги игры. Она подойдет и любителям глобальных настолок, и ценителям олдскульных РПГ для ПК.

Дополнение

Мрачная гавань: Забытые круги (Gloomhaven: Forgotten Circles)

Первое дополнение для Мрачной гавани, для которого необходим набор с оригинальной игрой. Действия разворачиваются после событий основной кампании и добавляют:

  • 20 сюжетов;
  • Нового героя (Aesther Diviner);
  • 7 классов врагов (включая 3 боссов);
  • 14 элементов экипировки и развития.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *