Настолки 'О чем игра «Каркассон», и что в ней делать?

О чем игра «Каркассон», и что в ней делать?

Дмитрий Бронз
7 мин. на чтение

Настольная игра «Каркассон (Carcassonne)», созданная в 2000 году, за двадцать лет обзавелась десятком дополнений, несколькими переизданиями, и множеством аналогов, похожими на нее по типу и механике. Игра считается хитом, ее «миплы» стали символом для мира настольных игр, и в настольном сообществе она рекомендуется одной из первых новичкам. В чем же ее успех, и почему она так популярна? Попробуем разобраться в этом вопросе – представляю вашему вниманию обзор настольной игры «Каркассон (Carcassonne)».

Разработчик игры предлагает игрокам почувствовать себя в шкуре средневекового феодала, который расширяя свои владения, населяет их крестьянами, обрабатывающими поля, разбойниками с большой дороги и благородными рыцарями, защищающими города. Есть здесь место и для священников, которые мирно живут в своих монастырях.

В «Каркассоне» игроки совместными усилиями создают карту мира, поочередно выкладывая картонные квадраты земель с изображениями (тайлы). Изображения на тайлах выполнены таким образом, что они образуют единую карту мира. Создание игровой карты напоминает складывание пазла.

При выкладывании тайла игрок может расположить на нем одного из семи подданных (миплов). Мипл начинает контролировать элемент игровой карты, на котором его расположили (дорогу, поле, город или монастырь), и когда завершается строительство контролируемого подданным участка, игрок получает победные очки, а подданный возвращается игроку, готовый расположиться на новом участке карты. Так продолжается до тех пор, пока квадраты с участками игровой карты не закончатся. После чего подсчитываются очки за недостроенные элементы карты и определяется победитель, набравший наибольшее количество победных очков.

«Каркассон 2019»: спорный дизайн нового издания

Мне на обзор попало издание «Каркассон 2019», включающее базовую версию игры и два дополнения: «Река» и «Аббат». Дизайн тайлов нового издания переработан, а правила игры упрощены, и сделаны более читабельными. Компоненты, как и ранее качественные и приятные – жесткий картон и дерево.

Новый дизайн игры мне понравился: она стала красочней, детализация изображений ощутимо возросла, картинки выполнены в осовремененном стиле, и приятны глазу. Есть у нового дизайна и минус: для кого-то игра утратит атмосферу. Ранее картинки были выполнены в стиле средневековых гравюр, более угловатые, с более резкими переходами цветов. Это создавало стилистику средневековья, погружая нас в окружение проселочных дорог, полей и древних замков. Мне новый дизайн наоборот приятней и ближе.

На титульном листе правил «Каркассона 2019» красуется надпись: «Теперь правила стали еще наглядней!». И это не маркетинговый ход. Я ознакомился с обоими редакциями правил, и в издании 2019 года они действительно лучше структурированы, информация подана удобными блоками, изложена логичней и проще. Рекомендую обладателям старой версии «Каркассон», распечатать и играть с обновленными правилами – новичкам вникать будет проще.

В чем секрет успеха «Каркассона»?

Ответ на этот вопрос очень прост: «Каркассон»  –  представитель, если не сказать прародитель, так называемых настольных игр немецкого стиля, четко отвечающий всем его плюсам и сильным сторонам. Он изначально создавался так, чтоб подходить наибольшему кругу игроков, так сказать – игра для всех.  Это проявляется во всех аспектах Каракассона:

  • игра полностью языконезависимая, на тайлах нет текста, игру не нужно переводить. Человек, знающий правила игры, сможет играть в нее в любой точке мира, в любой компании. Такая гибкость позволяет легко локализировать игру, так как издателю достаточно перевести только правила;
  • правила игры, хоть изначально и были структурированы не особо удобно, однако в самом игровом процессе осваиваются очень легко и быстро. Самая сложная часть правил – это подсчет победных очков, которые приносят крестьяне. Однако, даже этот минус в текущем дизайне игры устранили, максимально упростив объяснение системы подсчета очков. Тем не менее, подсчитывая очки нужно быть внимательным, а уследить в процессе игры сколько крестьян на каком поле – сложно (требуется хорошее абстрактное мышление, чтоб контролировать этот процесс);
  • случайные события слабо влияют на игровой процесс. Роль везения при выпадении разных тайлов уравновешивается решением игрока куда его применить, чтоб получить выгоду для себя, и при этом не помочь противнику, либо же помешать ему в осуществлении его планов;
  • «Каракассон» лишен насилия, в нем нет агрессивного противостояния, войн, сражений, что снимает с него возрастные ограничения, делает его семейной настольной игрой, подходящей как для детей, так и для взрослых;
  • Carcassonne четко регламентирует своей механикой продолжительность партий, исключая как чрезмерное затягивание, так и слишком быстрый исход. В Каркассоне все участники остаются в игре на всю партию – никто не вылетает, не обижен, не просиживает штаны, пока партия не закончится.

Все эти нюансы и делают его таким популярным многие годы подряд. Он дружелюбен и прост, создан для всех возрастов и народов.

Впечатления от игры: за что я не полюбил Каркассон

Я не очень много играл в эту настолку, и мое знакомство с ней было жестким и беспощадным. Дело в том, что, не смотря на простоту, игра достаточно глубокая. Я знакомился с игрой в компании заядлых каркассонщиков, которые наиграли в нее не одну сотню часов, и ориентировались в ней как рыба в воде.

По своей механике Каркассон напомнил мне шахматы или шашки: с одной стороны, ты получаешь случайный тайл, но вариативность его расположения всегда дает тебе возможность строить свою игру, и корректировать намерения соперников.

Мои первые партии были сродни игры трехлетнего ребенка с гроссмейстерами. Чтобы я ни делал, и как бы я не пытался играть – мне не то, что не удавалось победить, для меня было очень сложно хотя бы занять не последнее место. Я проигрывал раз за разом: пробовал строить замки, дороги, монастыри – ничего не помогало. На крестьян я не рассчитывал, так как контролировать превосходство на поле сложно (нужно хорошо себе представлять, как может быть достроена игровая карта, чтоб правильно располагать крестьян).

Следующим ударом от игры был рандом – иногда карточки просто не идут, ну вот никак. Тебе выпадают какие-то поля с дорогами, и ни одного монастыря за партию, а противнику сыпятся пачками монастыри, которые он располагает кучками, и получает по 3-4 победных очка каждым своим тайлом.

Я начал ожесточенно бороться за замки и поля. Если с замками мне еще удавалось добиться попеременного успеха, то самым неожиданным способом, я терял контроль над полями в самом конце партий, когда очень на них рассчитывал. В итоге, за весь игровой вечер ни одной победы, моим самым лучшим результатом стало почетное второе место.

Почему не стоит играть онлайн: Каркассон беспощаден

Перед очередным настольным сражением, я решил потренироваться играть в онлайн версии Каркассона.

Первая игровая сессия мне показала, что без опыта в этой игре победы не одержать. Установив компьютерную версию Каркассона я проиграл нее порядка 9 часов. И как вы думаете, сколько раз мне удалось одержать победу? Ни разу, ни одного единого раза.

Объяснение этому весьма банально – онлайн у игры маленький, и играют там конкретные фанаты игры, сильнейшие из сильнейших. Чем-то онлайн версия проще – можно посмотреть какие тайлы еще остались в игре, кто и какой участок полей сейчас контролирует, атмосферная музыка, но минусы такой игры огромные:

  • полное отсутствие общения между игроками (а это одна из причин моей любви к настолкам). Играть приходилось исключительно с иностранцами, что создает языковой барьер;
  • очень высокий скил соперников, выиграть у них просто невозможно;
  • невероятный даунтайм, когда один из игроков уходит, и остальным приходится ждать 30-50 минут своего хода, пока не закончится время ливнувшего. Проще сразу признать свое поражение и покинуть партию.

Играть в настольные игры онлайн не рекомендую никому, вы просто убиваете атмосферу настольной игры. Это был мой первый опыт, и он оказался крайне негативным.

Что нового привносят Аббаты и Реки в Каркассон?

Дополнение «Реки» мне понравилось. Оно перерабатывает механику построения игровой карты. Вначале все игроки прокладывают реку, пока она не впадет в озеро. Правилами определяется возможность протекания реки, что делает ее логичной и правильной. После завершения реки, мир начинает разрастаться по правилам базовой игры. Добавление элемента реки влияет на общую картину мира, что осложняет игру опытным карсассонщикам, немного уравнивая их с новичками.

Дополнение «Аббат» привносит новый тип миплов по одной штуке на игрока, которых можно расположить в уже известном монастыре, а также на новом тайле «сад». Механика нового тайла дублирует монастыри, и ничего нового не привносит. Аббат же, в отличии от остальных миплов, может возвращаться в руку игрока даже с незавершенного «строительного объекта». Кардинального влияния на механику базовой версии это дополнение не оказывает.

Для кого подойдет настольная игра «Каракассон»?

Как я и говорил ранее, это массово-ориентированная игра, и подойдет она практически каждому. В большей степени она будет интересна любителям неспешных игр, в которых нужно правильно рассчитывать свои ходы. По атмосфере, мне эта игра напомнила шахматы и шашки, в которые можно играть большей компанией.

Если вы ранее не играли в Каркассон, найдите компанию новичков, и она вам однозначно понравится. Пытаясь же взять игру наскоком, играя с профессионалами, вы ощутите как ее глубину, так и беспощадность.

Настольная игра «Каркассон» – мировой хит, легенда настольного игрового мира, и однозначно заслуживает как минимум ознакомления.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *