Настолки 'Покорение Марса — обзор увлекательной футуристической стратегии

Покорение Марса — обзор увлекательной футуристической стратегии

Дмитрий Бронз
7 мин. на чтение

Космос с давних времен привлекал людей красотой и загадочностью. На тему его освоения написано много научно-фантастических книг, снято немало фильмов. Особое внимание к нему появилось после успешного запуска пилотируемых космических кораблей вначале на околоземную орбиту, а затем и на Луну. С тех самых пор человечество грезит колонизацией ближайшей планеты — Марса. Интерес к теме подогревает и гениальный изобретатель Илон Маск, обещающий в ближайшем будущем отправить человека на красную планету.

Неудивительно, что не смогли пройти мимо разработчики настольных игр Якуб и Исаак Фрюкселиусы. Они воплотили гениальную и одновременно простую задумку в новой стратегической настолке, полюбившейся игрокам всего мира. Покорение Марса — настольная игра, собравшая множество престижных наград, в том числе BGG Golden Geek Award.

Покорение Марса — почувствуй себя колонизатором красной планеты

Игра переносит участников в XXV век. К этому времени человечество успешно освоило дальние космические перелеты. На Земле установилось единое мировое правительство, создавшее мегакорпорации. Им выделены гранты на терраформирование Марса, создания на нем комфортных условий для обитания людей и развития инфраструктуры во всей Солнечной системе. Это необходимо из-за перенаселения планеты. Часть землян в ближайшем будущем переселится на другие планеты, в первую очередь, на Марс.

Игрок возглавляет корпорацию, в основные задачи которой входит: увеличить содержание кислорода в атмосфере, повысить температуру на планете и создать водный покров наподобие земных океанов. В ходе терраформирования все участники трудятся сообща, но одновременно и жестко конкурируют, ведь победит в игре только одна самая могущественная и эффективная корпорация. Получается, что даже в таком глобальном и важном для всех деле люди продолжают соревноваться кто круче. Это вносит нотку реализма в ход игры.

Комплектация и оформление

Участников встречает внушительная коробка с ярким дизайном, весом почти 2 килограмма.

В нее входят:

  • Книга правил;
  • Игровое поле;
  • Планшеты игроков (5);
  • Карты корпораций (17);
  • Карты проектов (208);
  • Карты справок (8);
  • Маркеры игроков (200);
  • Маркеры ресурсов (200);
  • Маркеры поля (3);
  • Тайлы воды (9);
  • Тайлы лесов и поселений (60);
  • Особые тайлы (11).

Компоненты изготовлены качественно. Оформление тоже не подкачало. Сегментное поле повторяет очертания реальной провинции Фарсида, с полезной информацией по периметру в виде достижений и стандартных проектов. К тому же хорошо выполнено сочетание фотографий и художественных иллюстраций на картах проектов. Единственный минус во всей красоте набора – с маркеров ресурсов быстро слазит краска.

Хранить элементы в штатной коробке неудобно, поэтому не повредит докупить органайзер, в который помещаются и компоненты базовой игры, и дополнительные предметы из дополнений. Некоторые органайзеры продаются в комплекте с новыми деревянными или пластиковыми планшетами для защиты базовых компонентов из набора Покорения Марса от повреждений.

Правила

Настольная игра Освоение марса, несмотря на глобальность, не выделяется чересчур сложными правилами. Разобраться в них можно за 1–2 партии, по мере развития сюжета обращаясь к книге из набора. Создавать комфортные условия для переселенцев могут до 5 участников, но правила допускают и одиночное прохождение.

Terraforming Mars — практически полностью карточная игра. В начале партии игроки получают 10 рандомных карт и выбирают 2 из 12 доступных корпораций. У каждой корпорации разные финансовые резервы и технологические возможности. Участники выбирают 3 карты, решают какие способности им больше нужны для их стратегии терраформирования, и оплачивают по 3 монеты из фонда корпорации. Можно купить и больше карт, но в начале игры это бессмысленная трата финансов.

Участники поочередно совершают 1–2 действия за ход. Обычное действие — разыгрывание карт, разделенных на 3 группы. Красные приносят единовременный мощный эффект и после использования сбрасываются. Зеленые обладают слабым эффектом и остаются у игрока, оказывая влияние на некоторые другие карты. Синие открывают пассивные эффекты и способности. Большинству из них для активации нужны определенные показатели на планете (к примеру, температура выше -30 или содержание кислорода не меньше 2%). Другие действия — это стандартные проекты, размещенные на игровом поле. Они также влияют на климат планеты, но без карточных бонусов.

Немаловажный фактор — получение баллов победы. Для этого нужно добиться успехов в отрасли: первым высадить 3 леса, или основать 3 поселения, получить наибольшую прибыль к завершению партии. Лидеру достается 5 баллов, за второе место — 2 балла, и т.д.

Партия поделена на раунды, называемые поколениями. Раунд заканчивается, когда игроки пасуют. Корпорации получают прибыль, распределяемую между участниками в зависимости от положения на треке баллов победы. Чем больше баллов — тем выше доход. Кроме денег доступны 5 других ресурсов. Титаном и металлом заменяются деньги при розыгрыше некоторых карт. Тепло и энергия применяются для увеличения температуры. Растения используются для высаживания лесов и повышения содержания кислорода в атмосфере.

Между раундами участники берут 4 карты и покупают на свое усмотрение от 0 до 4 карт по 3 монеты. Свойства некоторых карт позволяют взять дополнительные карты из колоды.

Процесс повторяется, пока показатели не достигнут установленных величин — кислород в атмосфере станет 14%, 9% суши покроется океанами, средняя температура поднимется до +8. После достижения цели подсчитываются баллы и определяется победитель.

Игровой процесс

Игра относится к семейству кооперативных настолок. Но, в течение всей партии игроки сражаются за ресурсы, расширение границ влияния и победные баллы. Безусловно, без таких соревнований взаимодействие ограничивалось бы драфтом и борьбой за подконтрольные гексы. Но, поскольку показатели на планете улучшаются совместными силами, некоторые участники затягивают принятие стратегических решений в личных целях. Из-за этого длительность партий зависит только от стратегий колонизаторов. Активное соперничество — это одновременно и плюс, и минус Покорения Марса.

Козырь игры — сбалансированность, выраженная в продуманных картах проектов. Несмотря на их количество, каждая карта полезна и неповторима. А открываемые ими действия поражают воображение: можно даже бомбардировать планету астероидами, или вызывать извержения вулканов ради повышения температуры. При этом все технологии, используемые в игре, реалистичны, что заставляет поверить в происходящее. В ходе игры участник не просто разыгрывает карты, чтобы получить баллы победы, а ощущает себя настоящим колонизатором Марса, от которого зависит судьба землян.

Личное впечатление

В сети написано много противоречивых отзывов об этой настолке. Хочу добавить к уже сказанному несколько слов от себя.

Цена настольной игры Покорение Марса немаленькая, я купил ее за 3990 рублей. Но этих денег не жалко, когда открываешь добротную, с красивым оформлением, изготовленную из плотного картона коробку. В глаза сразу бросается множество компонентов и объемная книга правил. Но ничего сложного в них нет, разобраться можно в ходе игры. Играть не скучно как компанией, так и в одиночку. При этом, в одиночном режиме упрощаются правила.

Вся игра построена настолько реалистично, что позволяет погрузиться с головой. Разработчик игры, Якоб — преподаватель физики. Неудивительно, что в ней так продуманы механика и физика. Действия приближены к реальности, а проекты достоверны и основываются на физических законах.

Реиграбельность на уровне. До последнего момента непонятно кто станет победителем, так как распределение баллов невозможно предугадать. Благодаря этому игра держит в напряжении до самого конца партии.

Минусы. Кубики ресурсов быстро теряют вид. Потертая краска выглядит не так красиво. Также заметен дефицит кубиков, которыми обозначаются ресурсы, так как их еще приходится ставить на поле. Но я решил эту проблему заменой кубиков на монеты того же номинала. Партии длинные, особенно когда много участников. Если кто-то начинает затягивать с принятием решений, игра может показаться скучной.

В целом, настолка получилась замечательная. Она однозначно заслуживает внимания, ведь играть в нее не надоедает долгое время.

Заключение

Покорение Марса — настольная игра, которая должна войти в коллекцию каждого игрока. Мое мнение подтверждается и неплохим рейтингом на BoardGameGeek, главном ресурсе мира настолок. Игра не лишена недостатков, но плюсов намного больше. Познакомиться с ней лично стоит хотя бы из-за:

  • Интересной тематики;
  • Продуманных механик;
  • Реалистичности;
  • Необходимости думать;
  • Реиграбельности и непредсказуемости исхода партии.

Осваивать Марс придется по душе стратегам, да и любители фантастики тоже не останутся равнодушными.

Дополнения

К игре выпущено несколько модификаций, расширяющих базовый геймплей.

Покорение Марса. Пролог

Сложно представить себе блокбастер без эпичного пролога. Покорение Марса удостоилось такого. Дополнение облегчает базовую игру на начальном этапе и позволяет перескочить через 3–4 поколения, но делает партии в 1,5 раза продолжительнее. Расширение добавляет в игру:

  • 5 корпораций;
  • 7 проектов;
  • Переработанные правила.

Покорение Марса. Кризис

Для этого дополнения нужен базовый игровой набор Покорения Марса. Политики влияют на ход колонизации Марса, пытаясь получить выгоду. В правительство входит 6 партий с разными курсами, каждая из которых поощряет последователей бонусами.

Из нововведений:

  • 2 планшета, Совета терраформирования и событий;
  • 30 карт, вводящих дополнительные корпорации и проекты.

Покорение Марса. Эллада и Эллизий

Это дополнение добавляет в комплект 2 провинции Марса. Правила остаются базовыми.

В набор входит:

  • Двустороннее поле;
  • Карты проектов;
  • Бонусы и награды.

Покорение Марса. Проект Венера

Расширение предлагает игрокам колонизировать обе соседствующие с Землей планеты: Марс и Венеру. На планетах разные климатические условия, поэтому список действий и необходимых уровней переработаны.

Дополнение добавляет к базовому комплекту игры:

  • Игровое поле Венеры;
  • Новые карты корпораций и проектов (60 штук);
  • Новые правила.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *